Перейти к основному содержанию
Поиск

Природный газ в качестве транспортного топлива

Значительный рост добычи природного газа в Северной Америке и других регионах обусловил его более широкое применение в качестве транспортного топлива.  

Динамика роста потребления природного газа в транспортном секторе, вероятно, будет различной для разных видов транспорта и разных регионов.

Наибольшая заинтересованность в переходе на природный газ была отмечена у владельцев тяжелого коммерческого транспорта во всем мире. Во всех регионах, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сжатый природный газ (СжПГ) уже широко используется в качестве транспортного топлива для  междугородных автобусных перевозок, доставки товаров и перевозки городского мусора. В США оснащение грузового автомобиля для работы на СжПГ стоит около 30 000 долл. США, т.е. дороже грузовика на дизеле, но благодаря экономии топливных расходов эти затраты могут окупиться за пять лет.

Дальнобойным грузовым автомобилям может оказаться выгодным перейти на сжиженный природный газ (СПГ) в силу его большей энергетической плотности по сравнению со СжПГ и возможности проходить до 1200 км (750 миль) до заправки с тяжелым грузом на борту.  Благодаря экономии топлива более высокие инвестиционные затраты на грузовики, работающие на СПГ (от 70 000 до 90 000 долл. США по сравнению с дизельным топливом), могут окупиться примерно в течение трех лет.

Что касается малотоннажных пассажирских транспортных средств, таких как автомобили и внедорожники, в некоторых странах в настоящее время сложились благоприятные условия для автомобилей на СжПГ, например, возникшие проблемы загрязнения воздуха в крупных городских районах или наличие достаточно большого запаса природного газа по сравнению с нефтепродуктами. В число этих стран входят Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и Индия, на долю которых приходится около 80 % мирового пассажирского транспортного парка на СжПГ.

Однако «ЭксонМобил» полагает, что за пределами этих стран использование природного газа в качестве топлива для малотоннажного автотранспорта возрастет не намного. Хотя цены на природный газ могут быть ниже, чем цены на бензин, стоимость топлива является лишь одним из факторов, определяющих решение потребителя при покупке автомобиля. К другим факторам относится более высокая цена автомобиля.

Сегодня в Соединенных Штатах автомобили на СжПГ могут стоить примерно на 8000 долл. США дороже аналогичных автомобилей с бензиновым двигателем. Расход топлива автомобилей на СжПГ сравним с аналогичным автомобилем на обычном бензиновом топливе, поэтому обычному водителю понадобилось бы более пяти лет на то, чтобы окупить дополнительные затраты на его приобретение.

Потребители, желающие снизить расходы на топливо, все чаще выбирают гибридные автомобили, которые не намного дороже обычных транспортных средств, но дают гораздо более высокую экономию топлива. Кроме того, у автомобилей, работающих на СжПГ, более короткий пробег (до 40 процентов меньше, чем у аналогичных автомобилей на жидком топливе) по причине более низкой удельной энергоемкости СжПГ, а также потому, что топливный бак нужного размера иногда сложно установить в машине.

Во всех секторах и регионах недостаточное развитие топливной инфраструктуры является одним из крупнейших препятствий для распространения автомобилей на природном газе (АПГ). Интенсивное использование одной заправочной станции СжПГ может быть экономически выгодно  транспортным средствам, ежедневно возвращающимся на базу. Грузовикам, курсирующим по установленным дальним маршрутам, также может быть выгодно интенсивное использование заправочных станций СжПГ.

Наиболее сложной задачей является создание заправочной инфраструктуры для пассажирских транспортных средств, включающей широкую сеть удобно расположенных заправочных станций, в частности, из-за более короткого пробега АПГ. В США всего лишь 1 % заправочных станций оборудованы для заправки природным газом. При наличии соответствующего оборудования дозаправку можно произвести и дома, но стоимость такого оборудования может составить 4000 долларов США.

В итоге, при принятии решения об использовании природного газа в качестве топлива, потребители — физические лица и компании — будут оценивать свои нужды и издержки по всем имеющимся вариантам. То, какие виды транспорта смогут получить максимальную выгоду от природного газа, будут решать рынки, вокруг которых и будет развиваться соответствующая инфраструктура.

.

Закрыть